Город Дубна, Московская область
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
Телефон: (496)219-80-00*5120,      E-mail: vozm@uni-dubna.ru
"Возможность"

На главную

1 сентября во всех отделениях школы были проведены внеклассные мероприятия "Семьи и семейные ценности" в 1-4 классах, уроки  по следующим темам: «Для чего нужна семья человеку?» в 5 классах ,«Семейные ценности и традиции» в 8 классе , «Что такое семейное счастье» в 9 классе .

Типология неблагополучных семей.

 У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья.
Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др.
При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей).
Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:
1. семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:
• конфликтные семьи;
• проблемные семьи;
• асоциальные семьи;
• аморально-криминальные семьи;
• семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
2. семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные):
внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
Семьи с открытой формой неблагополучия:
формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер;
проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне);
проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье;
ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.
Семьи с алкогольной зависимостью.
Признаки семьи:
*Размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка.
*Отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.
*Непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.
*Низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.
*Недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.
Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам, что называется специалистами «созависимостью».
Возможны следующие варианты созависимости:
*вся жизнь вертится вокруг алкоголика, и семья обеспокоена впечатлением, которое она производит на окружающих;
*в ущерб детям матери тратят много энергии на заботу о пьющем муже, сами ведут хозяйство, прячут алкоголь, стараются контролировать мужа; все поступки жены мотивированы страхом, тревожным предчувствием, ожиданием плохого.
Дети в алкогольной семье:
• оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасный секрет семьи»);
• живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»);
• ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»);
• испытывают амбивалентное отношение к отцу ( внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном);
• наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязнь детей к пьющим и скандалящим родителям;
• испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому;
• испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им;
• слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших детях и о пьющих родителях.
Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей;
• испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением;
• испытывают заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к не усвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка;
• пониженная самооценка, недостаток самоуважения;
• жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей.
Конфликтные семьи.
Признаки семьи:
*в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи;
*конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия;
*конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.
Дети в конфликтной семье.
Возможны 3 модели:
Ребенок – свидетель семейных конфликтов
• испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками;
• необходимость скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности;
• душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям;
• агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей;
• капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики.
Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей
*напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) – обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом и наоборот – родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя.
*Если конфликт в семье по вопросам воспитания – непоследовательность требований родителей к ребенку.
Ребенок – орудие разрешения семейных споров
*мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку;
*ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду;
*у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым;
*проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.
Внутренне неблагополучные семьи.
Недоверчивая семья:
• повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности;
• слабые контакты с окружающими;
• нередки длительные конфликты с родственниками;
• в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка;
Дети в недоверчивой семье:
*у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям;
*подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками;
*конфликты с учителями и воспитателями;
*непризнание детьми ошибок и собственной вины;
*трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.
Легкомысленная семья:
*отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем;
*склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны;
*семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий);
*семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты.
Дети в легкомысленной семье:
*вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.
Хитрая семья:
*ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех;
*часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам;
*стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых;
*к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение.
Дети в хитрой семье:
*полностью перенимают взгляды взрослых;
*у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!
Семьи, ориентированные на успех ребенка:
*ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо);
*упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;
*у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи,
срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома).
Псевдовзаимные семьи:
*поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют.
Псевдовраждебные семьи:
*наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные.
Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:
*ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным, проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование.
Семьи известных людей:
*семья постоянно находится в поле зрения общественности;
*недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям.
Дети в семьях известных людей:
Первый тип поведения -
-многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству;
-испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания;
-эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя;
-ведут праздный образ жизни.
Второй тип поведения
-тяжело переживают бремя родительской славы;
-тяготятся повышенным интересом окружающих;
-стремятся превзойти своих знаменитых родителей;
-страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.
Семьи состоятельных людей:
*семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса;
*тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников;
*родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).
Пограничные семьи.
Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно.
Семьи с недееспособными членами:
*испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра
Семьи с детьми-инвалидами:
*типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза;
*вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности;
*часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком;
*родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания;
*чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов;
*проявляют к ребенку гиперопеку;
*заключительная реакция – эмоциональная адаптация;
*в подобных семьях часто бывают разводы.
Семьи с нарушением структуры семейных ролей:
-семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи – соратники в борьбе);
-семья-театр;
-семья-санаторий;
-семья с антисексуальной идеологией.
Неполные семьи и их типы.
Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье. Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:
Разведенная семья
Осиротевшая семья
Мать-одиночка с ребенком
Для любого типа неполной семьи характерны из-за дефицита мужского влияния:
• нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское);
• менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек);
• затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
• становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.
Ребенок в семье разведенных родителей:
Статистика (в период и после развода родителей):
у 37,7% снижается успеваемость в школе,
у 19,6% страдает дисциплина дома,
17,4% детей требуют особого внимания,
8,7% детей убегают из дома,
у 6,5% возникают конфликты с друзьями,
каждый пятый ребенок с логоневрозом пережил развод родителей
В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме:
1. мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было;
2. мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой;
3. мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства.
Психологи отмечают несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа:
Жизнь для ребенка – женщина видит смысл своей жизни в воспитании ребенка, для нее не существует личной жизни.
Борьба с образом мужа – женщина утрирует отрицательные черты бывшего супруга
Наследственность – женщина ищет в ребенке отрицательные черты бывшего супруга, объясняет наследственностью неудачи в воспитании.
Попытка купить любовь ребенка – поток подарков, вседозволенность.
Ребенок в осиротевшей семье - проходит несколько последовательных реакций:
• шок – молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта;
• отрицание смерти;
• поиски;
• отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего;
• гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – истерики, отказ от общения, грубость;
• тревога и чувство вины – ведут к депрессии;
• боязнь повторного брака родителя.
Ребенок из семьи матери-одиночки:
*внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей – социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь;
*ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку;
*нарушается процесс поло-ролевой идентефикации (гомосексуализм у мальчиков, усвоение стандартов поведения матери-одиночки девочками);
*слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.
По мнению психологов, воспитывать своих детей современным семьям мешают:
- загруженность на работе;
- неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются детьми;
- недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.